Не единожды в рукодельных сообществах Интернета поднимался и бурно обсуждался вопрос: а стоит ли участвовать в выставках рукоделия? Окупается ли это мероприятие? При этом довольно часто рукодельницы сетуют, что пришло мало покупателей и продажи едва покрыли стоимость аренды места.

Немного математики

Давайте  проведём расчеты   на примере участия в выставке в Украине. В среднем по Украине на данный момент участие в выставке обойдется в 700 грн. (возможно, придется еще доплатить за стол, стул и т.д.). Если вы заработали на выставке 700 грн. за продажу своих изделий, это не значит, что вы окупили стоимость участия. Это значит, что вы ушли в минус: можете считать, что вы бесплатно раздали свои работы суммарной стоимостью 700 грн. А чтобы быть в плюсе, необходимо, чтобы эти 700 грн. были заработаны за счет наценки. Как же ее рассчитать?

Как известно, дорогие товары на выставке посетители покупают редко и с большой опаской. Поэтому основной процент продаж приходится на мелочевку стоимостью до 100 грн. Допустим, мы, готовясь к выставке, наплели «шамбалы», которую обычно продаем по 60 грн. Чтобы окупить участие, нам нужно сделать наценку на «шамбалу». Если наценка составит 10 грн. на 1 браслет, то необходимо будет продать 70 браслетов по цене 70 грн. каждый. Если сделать наценку 40 грн., понадобится продать 18 браслетов. При этом продажа зависит от многих факторов: от вашего умения торговать, от оригинальности товара, от количества посетителей выставки, от цен, от красивого оформления места и т.д. А чтобы красиво оформить место, опять же, придется вложиться: купить или изготовить подставки, стенды, ткани, лампы, декор. А еще понадобятся упаковки, визитки, ценники и т.д.

Кроме того, в наценку следует добавить транспортные расходы, оплату проживания и еды, если вы участвуете в выставке не в своем городе.

Зачем  участвовать в выставке?

В итоге получается, что выставки практически никогда не окупаются. Тогда зачем же мастера и мастерицы принимают участие в них?

Первая причина – «на других посмотреть и себя показать». Общение с мастерами и покупателями, а также творческая атмосфера поднимает настроение и самооценку. Выставка – это отличная возможность завязать знакомство с мастерами разных направлений рукоделия, получить от них интересную информацию и помощь.

Вторая, вытекающая из первой, — обмен опытом. Именно на выставке можно увидеть необычные и красивые работы и пообщаться непосредственно с их создателями. Также можно взять на заметку интересные идеи работ и способы их подачи, а также понаблюдать, как другие мастера общаются с покупателями.

Третья – поиск новых покупателей на выставке. Даже если вы ничего не продали, но человек заинтересовался и взял визитку, велика вероятность, что в будущем он совершит у вас покупку.

Нужно ли стремиться к участию в выставках? Разумеется, нужно. Пусть это мероприятие и не окупится сразу, но заказы от привлеченных клиентов со временем покроют расходы. А новые знакомства и впечатления, полученные от погружения в сердце субкультуры мастеров hand-made, бесценны.

@Калейдоскоп Декора